В ТГУ прошли первые курсы повышения квалификации для специалистов школ и социальных служб Томской области

На базе ФсФ ТГУ прошли первые курсы повышения квалификации для специалистов школ и социальных служб Томской области

Курсы повышения квалификации в режиме тренинга «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование школьных служб примирения» прошли с 17 по 22 августа на базе философского факультета ТГУ. Ведущими-тренерами стали преподаватели кафедры социальной работы ФсФ доцент Юлия Пучкина и старший преподаватель Татьяна Подкладова.

Получить новые знания и практические навыки в сфере конструктивного разрешения конфликтов с применением медиации приехали учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных учреждений и специалисты детских домов и реабилитационных центров со всей Томской области – всего 33 специалиста и педагога региона, а также пять волонтеров АНО Ресурсный центр «Согласие».

– На протяжении уже более двадцати лет в России постепенно развиваются практики медиации при разрешении конфликтов, которые подразумевают участие в процессе урегулирования спора третьей нейтральной стороны, помогающей участникам конфликта договориться о способах выхода из него, – рассказала тренер семинара Юлия Пучкина. – В последние годы медиация стала распространяться и в социальной сфере – образовательных организациях и учреждениях социальной защиты. Одной из самых распространенных медиативных практик в социальной сфере являются Школьные службы примирения (ШСП), появившиеся в России в начале 2000-х годов и ставшие сегодня одной из приоритетных задач развития школьного образования.

Школьные службы примирения представляют собой детско-взрослую команду, состоящую из специально обученных восстановительным подходам и технологиям взрослого куратора и школьников-волонтеров, которые рассматривают и разрешают конфликты, возникающие в основном между учениками. Более сложные и многоуровневые конфликты передаются в так называемые территориальные службы примирения, созданные в городах и районах при самых разных организациях и ведомствах. Работа таких служб помогает школам создавать более благоприятный и безопасный климат для пребывания детей, осуществлять профилактику преступности несовершеннолетних, а социальным учреждениям — добиваться более высоких результатов в работе с семьями группы риска и, в конечном счете, успешнее справляться с задачами профилактики социального сиротства.

В ходе работы тренинга участники познакомились с российскими практиками применения восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними и их семьями, нормативно-правовыми документами, обеспечивающими внедрение медиации в образовательных учреждениях и социальных службах. Участники обсуждали ценности восстановительного подхода, заключающиеся не только в уважении к сторонам конфликта или криминальной ситуации с участием несовершеннолетних, но и в понимании смыслов своих поступков, заглаживании вреда, оказании поддержки жертве правонарушения или конфликта и восстановлении отношений между сторонами. Слушатели познакомились с сущностью медиативного подхода, с технологией проведения медиации на практике, некоторым из них удалось впервые побывать в роле медиаторов в ходе разыгрывания процедур разрешения конфликтных ситуаций. В центре внимания стояли и самые острые вопросы создания и работы в школах служб примирения.

– В Томской области создание служб примирения только начинается, именно поэтому необходимо развернуть подготовку кадров для работы в них. Мы планируем на базе университета провести не менее пяти программ повышения квалификации по этой теме, так как она очень востребована среди специалистов школ и социальной сферы региона и соседних территорий, – подчеркнула Юлия Пучкина.

Источник: http://www.tsu.ru/