Петрова Г.И. Когнитивный поворот современной фундаментальной науки и формирование когнитивной компетентности в университетской образовательной практике

Когнитивный поворот современной фундаментальной науки и формирование когнитивной компетентности в университетской образовательной практике

Издательство: Дискурс университета: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск / Белорус.гос. ун-т, Центр проблем развития образования; под ред. А.А. Полонникова. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – С. 98 – 106.

Аннотация: в статье аргументируется когнитивный поворот современного научного знания. Аргументы данного тезиса: знание трансформируется в информацию и приобретает специфику быть в состоянии постоянного производства в форме роста, движения, изменения информационных потоков. Следствием этой специфики является переакцентация внимания в современной науке с её результативности (результата научного открытия) на её процессуальность: становится важно, какими способами добывается научный результат. Это инициирует работу когито, которому теперь не могут быть свойственны трансцендентальные, априорные начала. Оно больше не работает в режиме алгоритмов, ибо находит себя в различных и уникальных контекстах. Такая специфика знания заставляет переосмыслить характер фундаментальности науки. Вводится понятие контекстуальной фундаментальности. Рассматриваются следствия когнитивного поворота науки и контекстуальной формы её фундаментальности для университетского образования. Делается вывод о необходимости сохранения классического критерия университета – фундаментальности образования, – но в его новой форме.

Источник