Философия как призвание и как профессия (Виктор Вовченко)

Человек представляет собой своеобразный «узел» из покоя, молчаливого принятия ситуации, доставшейся в наследство, и исканий в неизменном желании сказать что-то новое, подвергнуть сомнению расхожие образцы мышления (отстаивая право на собственную речь), сопротивляясь претензии какой-то частной теории на всеобщность. Таким исканием и является философия: поэтому она ближе к реальности нашей жизни, чем многие научные дисциплины, являясь постоянной «революционизацией» мысли, спасительным отходом от автоматизма слова и дела, поиском соответствующего своему восприятию способа анализа окружающей действительности.

Хотя современный мир и пугает гуманитариев будущим – их вероятной невостребованностью и функциональной непригодностью в сфере производств, высоких достижений и результатов, – эта «непригодность» в конечном итоге оказывается мифом, который мы разрушаем. Напротив, можно заметить, что миру вокруг как никогда необходимо новое мышление и целостный анализ наиболее проблемных полей жизни: политики, искусства, любви, письма, науки, религии, экономики и повседневности. Погружаясь в эти области, философствующий человек не просто создаёт тексты и пламенные речи – куда важнее, что он оказывается способен преодолевать внутренние противоречия и создавать подлинные встречи с мыслью.

Философия начинается с вопроса, с удивления – об этом говорил ещё Аристотель. Многообразие мира и сложность его устройства порождают вопросы: а почему он устроен так, а не иначе, и как иначе он мог быть устроен, и как я должен вести себя в условиях такого устройства мироздания? Окончательного ответа на эти вопросы не существует (именно потому философия каждый раз начинается заново): задача философии в том, чтобы открывать все новые грани первоначальных вопросов. В философии не найти непреложных истин, нет «единой» философии», напротив, отличительной ее чертой является непрекращающееся сомнение, вечный поиск новых путей мышления и действия.  Поэтому философию, в отличие от научной деятельности, нельзя отложить в сторону после работы, покидая кабинет или лабораторию: она меняет сам характер бытия, постоянно сопутствуя нашему пониманию тех или иных ситуаций, в которые мы оказываемся вовлечены.

Конечно, философствование возможно и без опоры на изучение академической философии. Однако именно последняя предоставляет адекватный цели понятийный аппарат – основу для критического отношения к стихийным образцам философствования. Философ погружается в историю как подлинный хранитель культуры и критик характера нашего присутствия в ней, стараясь увидеть корни господствующих сегодня мнений, предрассудков, принимаемых за самоочевидные истины. Академическое пространство помогает ему избежать косности, так как образует режим непрерывной критики воззрений и обмена идеями. Будучи в одном из своих проявлений учебной дисциплиной, философия производит в собственной структуре  условную рубрикацию, т.е. деление на поддисциплины: онтологию (учение о том, что есть, и о том, что значит это самое «есть»), теорию познания, этику (учение о добре и зле, моральных ценностях, долге, справедливости), эстетику (теория прекрасного и философия искусства), философию культуры, логику,  методологию науки, история философии и т.д. По словам Д. Деннета, современного американского философа, история философии обладает огромной важностью по следующей причине: «Философия в значительной мере является историей очень соблазнительных ошибок. Великие философы не были дураками. Они понимали многие вещи правильно, а многие неправильно. Если вы не будете знать историю философии, вы практически наверняка сделаете те же самые ошибки, что и делали они».

В соответствии с этим разделением философское направление на факультете специализируется по трём кафедрам:

Наш факультет гарантирует студенту, желающему заняться академической философией, возможность получить фундаментальное гуманитарное образование и приобрести базовую подготовку в отраслях, тесно связанных с собственно философской деятельностью:  семиотике, истории культуры, религиоведении, современной литературе, общей и социальной психологии и т.д.  Безусловно, основной мотив для получения философского образования – это интерес к миру в его целостности и человеку в нём, а не настрой на какую-либо профессиональную выучку, однако философское образование, при условии надлежащего отношения со стороны студента, помогает сформировать ряд весьма полезных умений и навыков, среди которых гибкость и открытость ума, высокий уровень письменного и устного изложения мыслей и своеобразная «широта взгляда».

В нашем обществе востребованы мыслящие люди. Качественное образование, ставящее перед учащимся проблемы и дающее ему инструментарий для их решения, и создаёт таких специалистов. Безусловно, подлинно мыслящей личности присуща многогранность. Философское образование открывает множество возможностей воплотить свои цели и желания в жизнь и изменить мир. В этом смысле, студент-философ получает возможность погрузиться в академическую среду и развиваться сообща с теми, кто разделяет его идеи, кто настроен на серьезную интеллектуальную работу. Обучение на философском факультете не просто снабжает студента текстами и удобными стратегиями их чтения, куда важнее, что оно позволяет философствованию стать стилем жизни, профессиональной средой и интересным времяпрепровождением.

Виктор Вовченко, студент 4 курса философского факультета.