— Как правило, логику определяют как науку о формах и законах мышления. Нужно четко понимать, что такое «форма», «закон» и непосредственно «мышление». Логика – это дисциплина крайне абстрактного уровня, которую интересуют не проявления конкретных психических процессов в голове человека, а ответ на вопрос как осуществляется сам процесс мышления. Мыслить может не только человек, но и компьютер, ведь формы и законы осуществления мыслительного процесса одинаковые для всех. Главной же задачей логики является выяснение объективной формы и соответствующих ей законов мыслительного процесса. Важно не содержание наших мыслей, а то, каким образом протекает процесс мышления, какова его форма.
Можно сравнить логику с программным обеспечением, то есть определенными вычислительными процедурами и правилами, универсальными для любого содержания. Так и логика является одинаковой для любых систем знания. Задача – выявить эти универсальные формы процесса мышления.
Можно ли научиться логике или склонность к ней – это талант?
— Как говорил один современный логик: «Учить человека логично мыслить – это то же самое, что учить лошадь танцевать. Ведь из того что лошадь учат танцевать еще не следует, что она научится, а научившись не будет делать ошибок».
Часто говорят о «женской логике», которой как таковой нет. Ведь, по сути, это гендерная особенность слабого пола делать совершенно определенные логические ошибки. Сам процесс реализации мышления является для человека врожденным, хотя развитость мышления зависит от человека. Как в беге – одни бегают быстрее, другие медленнее. При этом тренируясь, человек может повысить свои беговые навыки. Аналогичная картина и с мыслительным процессом, в котором логика предстает в качестве процедуры тренировки.
Выпускники-гуманитарии часто сталкиваются с трудностями при трудоустройстве, связанные с абстрактностью их мышления. Может ли логика как дисциплина как-то повлиять на формирование будущего специалиста?
— Главная проблема состоит в умении специалистом правильно применять полученные знания. В этом отношении философы ничуть не менее практичны, чем инженеры. Хотя, конечно, нередко можно встретить людей, которые связывают абстрактность мышления со своим «гуманитарным складом ума». Но нужно понимать, что «гуманитарного склада ума», равно как и «естественнонаучного склада ума» не существует. Склад ума либо есть, либо его нет. Ведь что такое склад – это некоторая пустая форма, которую можно наполнить определенным содержанием, разложив все по полочкам и систематизировав. И это содержание может быть как естественнонаучным, так и гуманитарным.
Поступив в университет, вчерашний школьник имеет «багаж знаний» разного характера. Зачастую эти знания никак не систематизированы, так как выпускников не учат организовывать свои знания. Получается, что склад ума у них просто отсутствует, а вместо него в голове «каша» из разных знаний.
Как дисциплина логика нацелена на формирование этого самого «склада», помогает раскладывать знания «по полочкам». Задача логики не в том, чтобы помочь человеку изобрести что-то новое, создать новые смыслы, а в том, чтобы упорядочить те знания, которые уже имеются у человека в голове. Логика формирует дисциплину ума. Систематизировав с помощью логики свои знания, человек сможет понять, что можно использовать, а что нет, есть ли что-то лишнее или каких-то знаний не достает.
Постепенно, с накоплением жизненного опыта степень рациональности человека возрастает. В этом вопросе велика роль научных дисциплин, освоение которых способствует как формированию определенного склада ума, так и ускорению аккумуляции рационального опыта в случае, когда склад ума уже сформирован и осознается человеком.
Источник: http://sibanalytica.ru/stati/o-svyazi-logiki-i-pravilnosti-myshleniya/