Круглый стол для студентов «Достоевский и мы» — Философский факультет ТГУ (ФсФ ТГУ)

Круглый стол для студентов «Достоевский и мы»

Круглый стол для студентов «Достоевский и мы»

Международная научная конференция

Достоевский в мировой и русской философской мысли: предвестие герменевтики и экзистенциальной аналитики

17-19 июня 2021 г.

 

В рамках конференции 14 мая состоится круглый стол для студентов

ДОСТОЕВСКИЙ И МЫ

 

К участию в конференции приглашаются:

 

Студенты, магистранты, аспиранты светских и религиозных учебных заведений

 

Место проведения: Национальный исследовательский Томский Государственный университет

Форма проведения: онлайн-формат

Срок подачи заявок на эл. адрес kostykova@inbox.ru (фамилия, имя, вуз, факультет, группа, тема выступления, его регламент – до 5 мин).

 

Цель дискуссии: Актуально ли наследие Достоевского в развитии самосознания современной молодежи?

Какие ресурсы (духовные, нравственные, личностные, социальные, социокультурные)  использовать молодому человеку в своем ближайшем и долгосрочном развитии ?

 

Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. … Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» – исследовал душевную жизнь человека. Он писал: «Меня зовут психологом, неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». В романах Достоевского нет пейзажей и картин природы. Он изображает только человека и человеческий мир. Герои его – люди современной городской цивилизации, выпавшие из природного миропорядка и оторвавшиеся от «живой жизни». А люди конца XX века, то есть мы, еще дальше отошли от природы и еще больше оторвались от «живой жизни».

В своих произведениях Достоевский погружался в глубины подсознания и исследовал душевную жизнь детей и подростков; он изучал психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, убийц и самоубийц.

Современный человек в основном читает книги-детективы, смотрит кино-триллеры, где главные герои – те, чьи души изучал Достоевский, – убийцы, преступники, безумцы и маньяки. И сам современный человек в своей жизни все чаще испытывает тяготы жизни, созданные героями Достоевского – маньяками (например, Гитлер), преступниками и убийцами.

Описывая своих героев, Фёдор Михайлович Достоевский часто обращался к собирательному образу молодого человека, акцентируя внимание на актуальных проблемах, возможных траекториях его формирования и развития. Он как бы стирал грань между произведением и реальностью, создавая пространство для рефлексии значимых вопросов, возникавших в социально-экономическом, политическом и духовном пространствах XIX века.

 

В рамках Круглого стола планируется работа по следующим направлениям:

 

  1. Деконструкция личности

Для молодежного сознания характерны деконстру́кции (от лат. de «сверху вниз -> обратно» и constructio «сооружение», «осмысление»), означающие понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст. Исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы текста, не контролируемые автором.

В рамках дискуссии Вы можете предложить тему анализа личности и её поведения в трактовке произведений Ф.М. Достоевского.

 

Предлагаемые темы для обсуждения:

  • «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Конструкция или Деконструкция личности? Что значит «сильно развитая личность»? (тоже термин Достоевского)
  • «Корень злых дел в дурных мыслях» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Растление души по Достоевскому – правда или вымысел?
  • Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по творчеству Достоевского)
  • Внутренние противоречия современной молодежи и Родиона Раскольникова
  • Современные «маргиналки» и образ Сони Мармеладовой
  • Кто из действующих лиц романов Достоевского меня заинтересовал?
  • Авторитет Достоевского в исследовании психической жизни, жизни подсознания

 

 

2.Экономика жизни. Деньги.

Молодежь тревожит ее материальное положение. Невозможность совмещения труда и обучения делает большую половину молодежи финансово зависимой. Отсутствие профессионального опыта препятствует получению высокооплачиваемой должности. Зарплата молодежи ниже средней заработной платы. Ипотека напоминает крепостное право.

В рамках дискуссии Вы можете предложить темы о влиянии творчества Достоевского на воспитание человека, как в историческом контексте, так и в современной интерпретации.

 

Предлагаемые темы для обсуждения:

  • Мотивы преступления Родиона Раскольникова
  • Что бы изменилось, а что осталось неизменным в «Преступлении и наказании», если бы Достоевский писал этот роман в наши дни?
  • Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»).
  • Нравственная позиция «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание» и в современных ток-шоу.
  • «Шаги» Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
  • Есть ли наказание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
  • Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
  • Легче ли сегодня молодому человеку преступить через моральный запрет и совершить преступление? Что за этим может следовать? (по Достоевскому, преображение или верёвка).
  • Может ли духовное и нравственное развитие в наше время принести реальные плоды, дав молодому человеку возможность раскрыть его внутренние потенциалы, – или же духовное развитие, наоборот, в наши дни будет тормозом к развитию социально-экономическому?

 

  1. Философия жизни

 

Мировоззрение современной российской молодежи обладает своими особенностями, потому что его формирование шло без активного идеологического вмешательства со стороны государства. Это позволяло молодежи расширить поле для самореализации и мировоззренческого самоопределения, но одновременно породило определенные трудности, связанные с необходимостью самостоятельной переоценки ценностей, осмысления опыта предшествующих поколений.

В рамках дискуссии Вы можете предложить свое ощущение философии Ф.М. Достоевского и её интерпретацию в современном мире через призму симулякров эпохи постмодернизма.

 

Предлагаемые темы для обсуждения:

  • «Философия трагедии» Достоевского;
  • «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил» — говорит Аркадию Митя. А вы за что: «сузить» или «расширить» человека?
  • Тема свободы в творчестве Достоевского
  • «Кто много посмеет, тот и прав»
  • Герои Достоевского и философия Ницше
  • «Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
  • Творчество Достоевского и интерпретация современного философского дискурса.
  • Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского
  • «Ротшильдовская идея» у современной молодежи и героев Достоевского
  • Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа «Преступление и наказание»
  • Потенциал литературного наследия Достоевского для критического самосознания современной гуманитарной мысли.
  • Почему Достоевский писал, что «слишком много сознания — это болезнь»? (Достоевский, «Записки из подполья»)

 

 

4.Духовная жизнь

Исследования показывают, что в молодежной среде усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная социальная группа особенно уязвима перед негативными тенденциями информационных потоков. Так, постепенно исчезает ценность труда, межнациональной терпимости, а на смену приходит потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому мнению, стадность.

-Сегодня мы стремимся понять душу человека или стремимся на нее воздействовать, чтобы от этого воздействия получить определенную прибыль?

-Современный человек только подчинился «началам выгоды и разумного эгоизма» или человек в наше время живет «в толпе»? Как это действует на каждого человека, на его душевное состояние?

-Какие факторы снижают/повышают порог морали, такие понятия, как доброта, милосердие, порядочность, искренность, честность?

-Такого писателя, как Достоевский, в наше время уже быть не может? Или?…

 

  • Конфликт духовных ценностей сегодня и в 19 веке
  • «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)
  • Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского «Преступление и наказание
  • «Проблема добра и зла в романе «Преступление и наказание» и современной жизни
  • Роль женщины в судьбе мужчины. Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?
  • Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
  • Проблема искупления греха в романе «Преступление и наказание»
  • Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  • Соня Мармеладова- падшая или святая?
  • Что сейчас входит в понятия «нравственность» и «духовность»? Нужны ли нашим современникам традиционные ценности или они уже устарели и требуют «модернизации»?
  • Для кого в наше время могут быть актуальны вопросы, ответы на которые искали герои Достоевского?
  • Христианское миропонимание Достоевского сегодня
  • Проблема совести в романе «Преступление и наказание» и современность.
  • Что означает свобода выбора, по Достоевскому? Как можем распорядиться такой свободой?

 

 Исследования творчества Ф.М. Достоевского затрагивают различные области, оказывая влияние на социокультурные, политические и экономические сферы жизни человека, что делает его личность притягательной для исследователей!

С нетерпением ждём вас на Круглом столе, чтобы вместе осмыслить проблемы современной молодежи, открывая новые грани творчества Фёдора Михайловича Достоевского!